15 августа 2020 г.
Карта
сайта
Контакты

Как остановить рост тарифов естественных монополий?

Глава Федеральной антимонопольной службы Игорь Артемьев заявил, что расценки на железнодорожные перевозки в России достигли самых высоких значений в мире, а ОАО РЖД становится вторым "Газпромом". По словам Артемьева, сейчас РЖД блокирует любые инициативы по развитию конкуренции. Руководитель ФАС раскритиковал введение так называемых исключительных тарифов и назвал тарифную политику РЖД доходящей до безумства, а тарифное руководство - совершенно изломанным, что отражает "влияние различных лоббистских групп на тарифы". Однако то же самое можно сказать не только об РЖД, но и об энергетических монополиях в России.
Александр Галушка, президент "Деловой России":
- Если вопрос о непревышении роста тарифов над уровнем инфляции считать решенным, я бы назвал еще четыре позиции. Во-первых, надо отказаться от стереотипа о естественности монополий -- везде, где это только возможно, как показывает опыт, например, газового рынка США, отвоевать конкуренцию. Во-вторых, сделать их деятельность максимально прозрачной и открытой. В-третьих, сделать потребителей услуг монополий в прямом смысле субъектными, то есть влиятельными участниками регулирования. В-четвертых, надо привязать вознаграждение менеджмента этих госкомпаний к повышению эффективности, улучшению качества и снижению цен на их услуги.
Константин Бабкин, совладелец ОАО "Ростсельмаш":
- В первую очередь нужно бороться с коррупцией. А также нужно следить за доходами и расходами высших должностных лиц в этих компаниях. Чем более прозрачны будут естественные монополии, чем выше будет контроль общества над ними, тем понятнее будет система формирования тарифов. Законодательное ограничение тарифов я бы тоже приветствовал, но только как временную меру. Решать проблему нужно фундаментально. Общество должно следить, чтобы из монополий не воровали деньги и чтобы средства тратили не на покупку футболистов и другие непрофильные активы, а на развитие отрасли и снижение тарифов. А вот реформировать естественные монополии нужно осторожно. При реформировании РЖД может случиться то же, что и при реформировании энергетики: монополию раздробили, но посеяли хаос и вызвали рост тарифов. В итоге с завышенными вдвое тарифами я сталкиваюсь каждый день.
Алексей Кичатов, гендиректор City Express:
- Заставить естественные монополии снизить тарифы в нынешних условиях практически нереально, поскольку это идет вразрез с финансовыми интересами государства. Для этого необходимо менять многие экономические механизмы и проводить структурные преобразования, которые могут нарушить всю сложившуюся в стране экономическую систему. Всегда проще покрывать высокие издержки за счет потребителей, чем искоренять коррупционные схемы, снижать непрофильные расходы, повышать эффективность работы компаний. Корень проблемы в низкой эффективности естественных монополий. Что прикажете делать "Газпрому"? Спрос на газ на внешних рынках снижается, а издержки растут. Альтернатива повышению тарифов -- только системные изменения, закручивание гаек, введение режима экономии. Должны быть экономические условия для снижения тарифов. ФАС здесь бессильна.
Владимир Фейгин, президент Института энергетики и финансов, консультант правления Газпромбанка:
- Государство должно соответствующим образом регулировать тарифы, никого не надо заставлять. Про непревышение уровня инфляции президент уже сказал, так и надо делать. Надо анализировать и повышать эффективность. Делать это должно государство, которое имеет для этого все возможности, в том числе ФАС, которая должна изучать инвестиционные программы. Также есть Минэкономразвития. Естественные монополии не обязательно дробить, чтобы вести анализ затрат.
Игорь Комаров, президент АвтоВАЗа:
- Развитие конкурентной среды - процесс необходимый, но длительный. Надо заключить с монополиями контракты, ограничивающие рост тарифов темпами меньше инфляции. Это заставит их повышать эффективность. У нас так работают все поставщики автокомпонентов, а их около трехсот. И все обязаны компенсировать инфляцию.
Альберт Баков, первый вице-президент концерна "Тракторные заводы", глава совета директоров ОАО "Курганмашзавод":
- Только силовым образом. Это возможно, только если законодательно ограничить рост тарифов на несколько лет или вообще их снизить. Другого способа нет. Даже если вынудить монополии отказаться от непрофильных активов, на тарифах это не скажется - суммы несопоставимые. Я воспринимаю повышение тарифов как естественный процесс, и этот рост отражается на цене нашей продукции. Но что делать?

<< Вернуться Коммерсантъ-ДЕНЬГИ